среда, 2 марта 2011 г.

Пустыня не безмолвна... ч.1

Прошедшая этим летом в Москве выставка "Пустыня не безмолвна" рассказывала о культурном богатстве Ливии,  - сокровищнице древних цивилизаций.
Мы делимся фотовпечатлениями от ливийской экспозиции тогда, когда слово "Ливия" не сходит с первых полос газет, с него начинаются все новостные блоки. Именно сейчас хочется напомнить о культурном наследии Ливии, чей народ заслуживает мира на своей земле.







Наконечники стрел из Акакуса
 6-2 тыс. до н.э.


Эти наконечники стрел изготавливались в больших количествах охотниками в эпоху неолита и использовались для охоты в средней Сахаре.Они свидетельствуют о том, что практика охоты и собирательства была широко распространена в течение периода, когда Сахара еще не превратилась полностью в пустыню, а центральный ее регион представлял собой степь, покрытую зеленой травой, с большим количеством разных животных.

Глиняный кувшин
 6-2 тыс. до н.э.



Этот кувшин эпохи неолита, который был найден в лесу Эптима, представляет собой один из первых предметов, изготовленных древними людьми, поселившимися в центральной Сахаре. Этот сосуд  был слеплен без применения гончарного круга, и украшен орнаментом с помощью гравировального инструмента.

Финикийская стела из Лептис-Магны


Эта стела из местного песчаника создана в виде известного образа Танит в моли­твенной позе. Ее привезли из некрополя на юго-западе Лептис-Магны. Открытая рука застыла в приветственном жесте, а солнце   изображено   в   верхней   части стелы.    Художественное    оформление стелы органично и отражает сложность религиозной веры в Лептис-Магне в течение финикийского периода. Такие стелы часто возводились после клятвы или жертвы, особенно в тофете - месте отправления религиозного культа. Хорошо известны тофет  в  Карфагене,   а  также  тофет в Константине (Алжиреи в Сабрате (Триполитания). Согласно традиции в Лептис-Магне также должен был находиться тофет, но он не найден до сих пор.

Гарамантийский стол для жертвенных напитков и мемориальная плита 



Стол для жертвенных напитков датируется началом христианской эпохи.
Этот стол из розового песчаника дополнял мемориальную плиту гарамантов.   Он имеет углубления для жертвенных напитковкоторые предназначались для умерших.
Плита из розового песчаника была найдена в Вади эль Хайя и может датироваться началом христианской эпохи. Она изготовлена в гарамантийском стилеВ начале эпохи христианства гараманты,   центральным поселением которых была Джерма (древнее название - Гарама), правили всей юго-западной частью современной Ливии. Несмотря на процветающую торговлю с народами Центральной Африки и Средиземномор­ского побережья, они оставались верны ливийским   религиозным традициям и культу мертвых. Эта стела находилась в передней части могилы.

Глиняное блюдо из Токры


На этом блюде размером 29 см в диаметре изображен шагающий сфинксЭто блюдо изготовлено на   греческом острове Родос в 570 г. до н.э. Родосская керамика была одной из самых известных в Греции в конце VII - начале VI века до н.э. Интересен сам факт, что блюдо было найдено в маленьком городке Токра к западу от Джебел Ахдар у подножья горы на побережье. Это говорит о том, что существовали связи между небольшим аграрным центром и Восточной ГрециейЭто блюдо было одним из предметов для жертвоприношенийнайденных в святилище во время раскопок в период с 1963 по 1965 гг.
Солнечные часы из Лептис-Магны
I в. н.э. 


На солнечных часах сделана надпись на новофиникийском языке - в письменности того времени сохранились восточные буквысвязанные с карфагенскими корнями городаНовофиникийский оставался официальным языком города до тех пор, пока город не был интегриро­ван  в Римскую империюВо  времена правления  династии  Флавиев  он  был муниципалитетом, в котором члены муни­ципального совета становились гражда­нами Рима. Тем не менее, город сохранил свой собственный муниципальный совет в карфагенской традиции.Только в 110 г. нашей эры император Траян трансфоромировал Лептис-Магну в рисмкую колонию, свободные жители которой автоматически стали римскими гражданами. Латинский тогда стал официальным языком, хотя большинство жителей в Лептис-Магне продолжало говорить на финикийском языке.

Мраморный бассейн из Сабраты
 Конец I или середина II века н.э.


Этот мраморный бассейн имеет диаметр 58 см   и   глубину  20 см.   Он сделан из темно-серого     мрамора     со    светлыми прожилками.   Был   найден   случайно   в Сабрате в 1973 г. По внутреннему краю сделана надпись на латыни и на новофи­никийском   языке.   Надпись  на   латыни говорит о  том,   что  бассейн  посвящен Сатурнукоторый именуется Ваалом в тексте на новофиникийском языке. Ваал-Аммон не только великий бог в Сабрате, но   начиная   с   финикийского   периода является великим богом для большинства народов Северо-западной Африки.
Урна

 Урна из Лептис-Магны
 I в. н.э.


Эта урна была найдена в Некрополе Гилды в 1973 году. Она сделана из известняка и отражает финикийскую традицию этого города, который был основан карфагенянами в начале V века до н.э. Тем не менее, богатый цветочный орнамент и яйцеобразные края напоминают серебряные украшения эллинистической эпохи. Это указывает на то, что жители Лептис-Магны были неравнодушны к пышному убранству. Этот город стал процвтающим благодаря плодородной почве и торговым путям через Сахару.

 Сцена из сельской жизни в Триполитании
 III-IV вв н.э.
Этот мемориальный рельеф привезли из некрополя Тиги. Здесь изображена сценка из сельской жизни - крестьянин, пашущий поле плугом, запряженным дромадерой. Эта работа позволяет отследить исполь­зование дромадер: изначально в Азии, затем в Египте (приблизительно 500 г. до н.э), в Кирене (приблизительно в 50 г. до н.э) и наконец на юге Ливии в начале хри­стианской эры.

Скульптура пантеры
Светильник
  Мемориальная плита из эль-Мерджи, Джебель Ахдар


Эта плита из местного песчаника, судя по надписи на ней, может быть датирована X веком нашей эры. Она свидетельствует о том, что в первых столетиях существо­вания Хиджры данный регион не утратил свой статус. Эта область вокруг эль-Мерджи, современной Барки, которая являлась киренским поселением, основанным приблизительно в 570 г. до н.э., оставалась важным центром сельского хозяйства и животноводства.
 Исламская лампа из Триполи


Эта лампа сделана из терракоты, покрытой зеленой глазурью. Верхняя часть представляет собой масляную лампу, а ее основание демонстрирует некую декоративную обработку. Вероятно, использовалась для освещения приемной комнаты. Этот тип керамики изготавли­вался в течение очень длительного времени для нужд населения Триполи.



Следующий наш пост будет посвящен представленной на выставке скульптуре римского перииода


Комментариев нет:

Отправить комментарий